История деревянных полов

История деревянных полов

Натуральный паркет популярен во все времена, и не только благодаря своей красоте. Он придает интерьеру неповторимость и естественность. Дерево обладает разнообразными целебными и магическими свойствами: лечит ароматом, наполняет человека положительной энергией, забирая отрицательную.

Русский паркет начала XVIII века начинает перенимать традиции самого излюбленного вида исконно русского народного искусства – резьбы по дереву. Через все времена русские мастера и народные художники пронесли свою любовь к резным украшениям, ярко и красочно отраженную почти на всех предметах материальной культуры русского народа, в украшении жилищ, утвари и мебели, а также в шедеврах русской духовной культуры – в былинах и сказаниях. На протяжении XV-XVII веков искусные мастера изготовляли великолепную резьбу, настолько изящную и тонкую, что ее можно было принять за высокохудожественную чеканку. Покрытая позолотой, такая деревянная резьба выглядела подчас как тончайшая басма.

В XVIII веке паркетное искусство в России достигает своего наивысшего расцвета. В это время происходит активная застройка новой столицы, и само время диктовало архитекторам художественный и более чуткий подход к оформлению интерьеров новых дворцов и соборов.

В паркетной моде первой половины XVIII века безоговорочно господствует барокко. В это время использовали в основном щитовой паркет, который крепился на сосновом основании, поверх которого выкладывалась фанера с рисунком из древесины разнообразнейших пород. Щиты были уложены в специальную брусчатую решетку, придававшей всей конструкции определенную прочность.

Само слово «паркет» (parquet) французского происхождения, от туда и пришла мода на паркетное напольное покрытие. Модульный, мозаичный паркет укладывали в замках времен барокко, и тот казался наивысшим творческим достижением. В России наибольшее распространение получили деревянные полы из досок, «деревянных кирпичей», и художественный модульный паркет. Нигде в мире не было таких разнообразных паркетов, как в России. Русский паркет XVIII-XIX вв. – ценнейший вклад в мировую сокровищницу декоративного искусства. К тому же только состоятельные люди могли украсить полы в своих домах дорогим и красивым паркетом.

Паркет, изготавливаемый в виде отдельных щитов, называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты затем укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета. Воссоздать старинный замковый интерьер или сотворить уникальную композицию на основе классических модулей из массива – все это во власти смелого дизайнерского гения.

В производстве паркета широко используются как местные породы древесины (береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач), так и дорогостоящие и редкие заморские сорта: черное эбеновое дерево, фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинара, белый и красный кипарис, туя, литьтерн, красный магон, самшит, и разные сорта бразильского сахандра.

Огромное разнообразие цветов и фактур этих сортов дерева позволяло мастерам создавать на полу самые настоящие шедевры.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широкое производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века.

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) модули переходят в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола.

В настоящее время модульный паркет особенно популярен среди тех, кто желает создать в своем доме уникальную атмосферу и сделать интерьер комнат оригинальным и необычным. Ведь, по сути дела, модульный паркет является настоящим произведением искусства и украшением любого дома или квартиры.

В XX веке фабричный паркет продолжает находить самое широкое применение в строительстве общественных и жилых зданий, а художественный паркет практически полностью исчезает. Почти до середины прошлого века для мастеров художественного паркета находится работа только в сфере реставрации памятников искусства. Угасший интерес к работам по созданию нового художественного паркета возрождается только с началом строительства в Москве «сталинских» высоток.

Сегодня стилизация жилого пространства или отдельных его элементов под ренессанс, классицизм и барокко – одно из актуальнейших течений в дизайне интерьера. И изысканный геометрический рисунок модулей из массива в данном случае выступает как посредник, способный примирить старину с требовательной современностью, заставить стены заговорить совершенно по-новому.

 

В паркете всегда высоко ценилась природная окраска древесины, но широко использовалась и её подкраска. Для подкрашивания древесины клена в зеленый цвет применяли протравливание железным или медным купоросом. Протравленный клен иногда называли зеленым деревом. Для окрашивания светлых пород древесины в разнообразные оттенки коричневого цвета применялась зеленая шелуха от орехов, настоянная на воде в течение двух-трех лет.

 



Нашли дешевле?
Звоните!

Подберем конкурентный
вариант

- Нашли аналогичную позицию
по меньшей цене?
- Звоните! Подберем Вам конкурентный вариант!

Заказать
выезд технолога.

Для замера помещения

- Возникли вопросы
по выбору доски и укладке?
- Наш технолог едет к Вам!

Заказать
образец бесплатно!

Изготовим индивидуальный
образец для Вас

- Возникли вопросы
с выбором доски?
- Привезем Вам образец бесплатно!